Библиотека > Статья

Всемирный день велосипеда

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Какова же история этого транспорта, не теряющего своей популярности и сегодня?

Есть множество свидетельств, указывающих на появление велосипеда гораздо ранее официальных данных, однако большинство из них доверия не заслуживает. Например, известный рисунок Леонардо да Винчи с устройством, очень похожим на велосипед, признаётся исследователями подделкой.

Сообщение о самокате графа де Сиврака, изобретённом ещё в 1791 году, тоже является фальсификацией. На самом деле никакого графа не было, а всю историю выдумал журналист Луи Бодри.

Самокат фон Дреза, 1817 год 

В России есть легенда о крепостном Ефиме Артамонове, мастере на все руки, сконструировавшем велосипед в 1800 году, которого его хозяин промышленник Демидов отправил на нём от Урала до Москвы, чтобы удивить императора Александра I. Эта история вызывает множество вопросов, поскольку экспонат одного из уральских музеев, представляемый как велосипед Артамонова, по последним исследованиям создан в конце XIX века.

Памятник Ефиму Артамонову в Екатеринбурге 

Таким образом, первый шаг к созданию велосипеда, достоверность которого не вызывает никаких сомнений, в 1817 году совершил барон фон Дрез, создав двухколёсный самокат, напоминающий современные беговелы, который он назвал «машиной для бега». Выглядело это устройство почти также как и велосипед, отличие было только в отсутствии педалей. Изобретение фон Дреза стало настолько популярным, что многие каретные производители стали выпускать и его. Считается, что причиной, натолкнувшей фон Дреза на создание этой машины, стали аномальные холода 1816 года, прозванного Годом без лета, приведшие к неурожаю и снижению поголовья лошадей.

Примерно в 1840 году в Шотландии кузнецом Киркпатриком Макмилланом к устройству фон Дреза были добавлены педали, что максимально приблизило его к современному виду. Однако усовершенствование Макмиллана известности не приобрело.

Модель велосипеда Макмиллана

В 1862 году Пьер Лалман, не зная об изобретении Макмиллана, сделал примерно то же самое – добавил к машине фон Дреза педали, только теперь их нужно было крутить, а не толкать, как у Макмиллана. Через 2 года после этого начался массовый выпуск велосипедов с педалями.


В 70-х годах XIX века появились знаменитые «пенни-фартинги», ставшие символом эпохи. У этих велосипедов переднее колесо было гораздо больше заднего, что стало причиной такого названия, ведь монетка пенни была в несколько раз больше фартинга. «Пенни-фартинги» были довольно опасными: стоило наехать на небольшое препятствие, и полёт вперёд с велосипеда был обеспечен. Забраться на него тоже было немалой проблемой. Обычно для этого использовали стремянку. В конце 70-х стали появляться более устойчивые трициклы и квадрициклы, езда на которых была гораздо удобнее, к тому же теперь на таких велосипедах могли кататься и дамы, совершенно не опасаясь испортить юбку. Подобное трёхколёсное устройство было и у королевы Виктории.


Начиная с 1880-х, попытки создания более безопасного велосипеда увенчались успехом. Самой популярной такой моделью стал Rover, имевший колёса одинакового размера и цепную передачу на заднее колесо. Так велосипед окончательно приобрёл современный вид и конструкцию.

Трицикл

 

А знаете ли вы особенности правил дорожного движения для велосипедистов? Приглашаем проверить себя в конкурсе на Эрудит.Онлайн «ПДД для велосипедистов»!

К списку статей