Светофор – это устройство, которое своими сигналами разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов. Слово светофор означает «несущий свет». Светофор разрешает или запрещает движение транспорта и пешеходов в определённом направлении на небольшое время. При использовании сигнальных огней различают светофоры с цветными сигналами – зелёным, жёлтым, красным, а также синим, лунно-белым; позиционные, которые сигнализируют расположением одноцветных огней; комбинированные, сочетающие сигнализацию цветом и расположением огней.
Первый светофор был установлен в Лондоне возле здания Британского парламента 10 декабря 1868 года. Изобрёл его Джон Пик Найт, специалист по железнодорожным семафорам. Управлял этим светофором специально приставленный человек. Светофор имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом 45 градусов – движение с осторожностью. В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались сигналы красного и зелёного цветов. 2 января 1969 года газовый фонарь светофора взорвался, травмировав управляющего светофором полицейского, после чего светофоры в Европе запретили.
Изобретателем первого электрического светофора принято считать Лестера Вайра (Солт-Лейк-Сити, США). В 1912 году он разработал светофор с двумя круглыми электрическими сигналами, красным и зелёным, но не запатентовал его. А уже 5 августа 1914 года Американская световая компания установила в Кливленде четыре электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Светофоры имели красный и зелёный сигнал и при переключении издавали звуковой сигнал. Системой управлял полицейский. Но уже через 4 года в Детройте и Нью-Йорке были установлены трёхцветные светофоры.
Примечательно, что в первых светофорах зелёный цвет находился вверху, а красный – внизу. Но потом решили, что лучше поместить сверху красный сигнал. Теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: красный – вверху, жёлтый – посередине, зелёный – внизу.
В Европе светофоры были установлены в Париже в 1922 году и в 1927 году в Англии в Вулвергемптоне.
В СССР первый светофор установили в Москве 30 декабря 1930 года, а в Ленинграде в начале 1930-х годов. Становление светофорной сигнализации в СССР происходило постепенно, светофоры по своему устройству разнились даже в двух столицах, не говоря уже о регионах. Так, например, в Москве зелёный сигнал был наверху, а в Ленинграде – внизу. И до 1959 года на светофорах в СССР зелёный цвет был вверху, а красный – внизу. Затем СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. С тех пор сигналы светофоров располагаются в порядке (сверху вниз): красный, жёлтый, зелёный.
С 1960-х годов появились специальные светофоры для пешеходов. К концу 1970-х годов пешеходные светофоры были заменены на привычные сегодня модели с «человечками». Первоначально ими управляли сотрудники ОРУДа (позднее ГАИ), потом появилась централизованная система автоматического регулирования светофоров.
В настоящее время в мире наиболее распространены светофоры с сигналами (как правило, круглыми) трёх цветов: красного, жёлтого и зелёного. В некоторых странах, в том числе и в России, вместо жёлтого используется оранжевый цвет. Сигналы могут располагаться вертикально (красный, жёлтый, зелёный) и горизонтально (красный – слева, зелёный – справа). Существуют светофоры из двух секций – красной и зелёной. Такие обычно устанавливаются на пограничных переходах, при въезде или выезде с автостоянки, охраняемой территории и т.п. Сигналы могут быть представлены цветными стрелками на тёмном фоне, либо нанесены контурные стрелки на основные сигналы.
Светофоры, устанавливающиеся на железнодорожных переездах, состоят из двух горизонтально расположенных красных секций и одной дополнительной бело-лунной секции. Два попеременно мигающих красных сигнала означают, что движение через переезд запрещено, мигающий бело-лунный сигнал информирует о безостановочном проезде через переезд.
Движение поездов, маневровых составов и скорость роспуска с сортировочной горки регулирую железнодорожные светофоры. У них несколько основных сигналов: красный – движение запрещено; жёлтый – движение разрешается с уменьшенной скоростью (40 – 60 км/ч); зелёный – разрешается движение с установленной скоростью, мигающий бело-лунный при горящем красном разрешает движение с особой осторожностью (не более 20 км/ч); Два жёлтых, из них верхний мигающий – движение разрешено, следующий светофор открыт, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; два жёлтых – разрешено движение с уменьшенной скоростью, следующий светофор закрыт, поезд следует с отклонением по стрелочному переводу; жёлтый мигающий – разрешено движение с установленной скоростью, следующий светофор открыт (проследование с уменьшенной скоростью). Кроме перечисленных существуют маневровые светофоры.
Для регулирования движения по полосам проезжей части применяю реверсивные светофоры. Также используются специальные светофоры для трамваев и других маршрутных транспортных средств. Иногда применяются специальные светофоры для регулирования движения велосипедистов.
Речные светофоры используются для регулирования прохода судов через шлюзы. Различают дальние и ближние речные светофоры. Дальние светофоры разрешают или запрещают подход судов к шлюзу. Ближние светофоры регулируют вход судов внутрь шлюзовой камеры и выход из неё. Неработающий речной светофор (не горит ни один из сигналов) запрещает движение судов.
Также светофоры используются в автоспорте. Устанавливаются на маршальских постах, на выезде с пит-лейн и на стартовой черте.
На Эрудит.Онлайн есть конкурс по ОБЖ для младшеклассников - «Правила дорожного движения в картинках». Приглашаем принять участие!