Мы используем понятие «романтизм» в разных смыслах.
Романтизм в широком смысле – это основа мироощущения. Романтизм в узком значении – это художественное направление конца XVIII – первой четверти XIX веков. В западных странах он возник, когда патриотический подъём, вызванный идеями Просвещения и надвигающейся Французской революцией, сменился полосой реакции. Социальная критика буржуазного мира стала одним из главных элементов романтизма. В то же время духовная жизнь людей и внутренний потенциал человека становятся более раскованными. Приоритет отдаётся свободе проявления чувств.
Романтизм сформировался сначала в литературе, затем в музыке и других искусствах. Исторически романтизм принадлежит XIX веку. Он проявлялся в разных странах. Выделим отдельных представителей. Германия и Австрия представлена именами Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона-Бартольди, Р. Шумана, Р. Вагнера, И. Брамса. Во Франции – имена Ш. Гуно, Г. Берлиоза, Ж. Бизе. В Италии – это Дж. Россини, Дж. Верди. В Польше – Ф. Шопен. В Венгрии – Ф. Лист. В России – А. Скрябин, С. Рахманинов, Н. Метнер. В Чехии, Норвегии, Финляндии и Испании – Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Эдвард Григ, Ян Сибелиус, Исаак Альбенис, Энрике Гранадос...
Композиция и исполнительство начинают развиваться самостоятельно, отдаляясь друг от друга. Среди инструменталистов-виртуозов представители различных специальностей. Достаточно назвать одно имя скрипача Н. Паганини, слава которого распространилась по всему миру. Однако на первом плане блистали пианисты М. Клементи, И.Н. Гуммель, Дж. Фильд, К. Черни, И. Мошелес, С. Тальберг…
На эстраде признанным «инструментальным королём» стало фортепиано, и этот выбор отражал стремление романтизма сделать музыку формой для собственных чувств. Французский поэт А. де’Мюссе создаёт «Исповедь сына века». Английский поэт Дж. Г. Байрон создаёт типичный образ романтизма, разуверившегося героя.
Поиски «новой красоты» происходили в разных видах искусства. В поэзии – увлечённость магией звучащего слова, в живописи – «первозданность» цветовой палитры, уникальность ракурса.
Важнейшей образной сферой становится лирика, отмечается небывалый расцвет любовной тематики. Р. Шуман «Любовь и жизнь женщины», Р. Вагнер «Тристан и Изольда», И. Брамс «Песни любви».
Приоритетной сферой становится и фантастика как свобода воображения, вольная игра мысли и чувства – К.М. Вебер «Волшебный стрелок», Ф. Мендельсон «Сон в летнюю ночь», Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик», Р. Вагнер «Полёт валькирий».
Природа становится культовой моделью, воплощением «души мира», прибежищем, утешением и исцелением. Особое значение приобретают элегичность, образы весеннего или осеннего очарования и, одновременно, расцвета, обновления или увядания. И. Бунин «Антоновские яблоки», И. Шмелёв «Стена»; И. Левитан – пейзаж настроения «Март», П. Кузнецов – «Утро», В. Борисов-Мусатов – «Осенний мотив».
В области народного, национально-самобытного отражался вспыхнувший интерес к истории и фольклору. Возродилась народная поэзия, мифы и легенды далёких эпох. Сборники народного фольклора – «Волшебный рог мальчика» Л. Арнима и К. Брентано, созданный в Германии. Э. Григ пишет сюиту «Пер Гюнт» (музыка к драме Г. Ибсена), где особой популярностью пользуются «Шествие гномов» и «В пещере у горного короля» по Пер Гюнту. Б. Сметана сочиняет «Воспоминания о Чехии в форме полек» для фортепиано и цикл симфонических поэм «Моя Родина».
Романтизм принёс стремление к обновлению жанров. Контрастами насыщаются крупные классические жанры: опера, симфония, концерт, соната, фантазия, вариации. Мельчайшие нюансы человеческих чувств воплощаются в камерной вокальной и инструментальной музыке. Миниатюры объединяются в циклы – Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха», Ф. Мендельсон Песни без слов, Р. Шуман «Любовь поэта», Ф. Шопен Прелюдии. Новые жанры связаны с именем Ф. Листа: одночастный концерт, одночастная соната, одночастная симфоническая поэма.
В органичном слиянии музыки с литературой, театром, живописью открылись новые возможности. Р. Вагнер писал собственные сюжеты музыкальных драм. Расцвёл принцип программности, который инициировал ассоциативное мышление. Р. Шуман «Бабочки», «Карнавал», «Крейслериана», Ф. Лист – «Обручение», «Мыслитель», Фантазия-соната «После чтения Данте».
В России время духовных поисков получило название «Русский Ренессанс» или «Серебряный век». Это один из драматичных и наиболее плодотворных периодов. Активно развивались музыка и литература, живопись и театр, поэзия и кино... Деятели культуры проявляли интерес к различным философским идеям, считая, что они оплодотворяют творчество. Музыкальные жанры использовали как названия для поэтических произведений: у А. Белого и В. Брюсова – «Симфония», у В. Кандинского – «Композиция», у И. Северянина и М. Чюрлёниса – «Соната».
После Франции в России появился и расцвёл символизм – З. Гиппиус, Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок.
Значительные события происходили в образовательной сфере. Ведущими учебными заведениями стали Санкт-Петербургская и Московская консерватории. Саратовская консерватория стала третьей в России.
А. Рубинштейн был первым русским пианистом, приобретшим мировую славу, его выделяли наравне с Ф. Листом. Именно он стал первым директором первой в России Петербургской консерватории (1862), в первом выпуске которой был П. Чайковский. Прославился как организатор, лектор и исполнитель уникального цикла исторических концертов. Его брат Н. Рубинштейн стал первым директором Московской консерватории (1866).
Культурными центрами стали Императорский Мариинский театр и частная русская опера С. Мамонтова, где пел Ф. Шаляпин.
Среди тенденций русского исполнительского искусства: индивидуальность, эмоциональность, сердечность, проникновение в художественное содержание в целом и в деталях. Приоритет отдавался романтизму, который «экзальтировал» эмоциональную природу человека.
«Серебряный век» в определённой мере завершил период романтизма в русском искусстве и открыл дорогу новым направлениям, где стали господствовать пестрота течений, множественность индивидуальных представителей. Одной из особенностей является ориентация всех видов искусств на философское переосмысление жизни, формирование нового мироощущения, разработка новой целостной картины мира, где искусству и науке принадлежала особая роль.
В привычный масштаб романтического искусства вторгаются жёсткость, острая графичность, ритмизированное начало. Звуковые краски становятся дифференцированными и в психологическом плане детализированными. Проявляется принципиально иная ассоциативность, затрагиваются новые содержательные аспекты. Особое место занимают импрессионизм, символизм и модернизм. Искусство обеспечивает одновременное сосуществование в эстетической нише, где они дополняют и обновляют друг друга.
Смирнова Наталья Михайловна,
профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ
На Эрудит.Онлайн много конкурсов и олимпиад по литературе, МХК и музыке этого направления, приглашаем принять участие:
Конкурс по музыке «Ранний романтизм»
Конкурс по музыке «Стилевое своеобразие романтизма»
Конкурс по музыке «Жизнь и творчество Ф. Шуберта»
Конкурс по музыке «Черты стиля Роберта Шумана»
Конкурс по музыке «Особенности фортепианного стиля Брамса»
Конкурс по музыке «Черты стиля Фридерика Шопена»
Конкурс по музыке «Черты стиля Ференца Листа»
Конкурс по музыке «Жизнь и творчество С.В. Рахманинова»
Конкурс по музыке «Жизнь и творчество П.И. Чайковского»
Конкурс по МХК «Творчество И.И. Левитана»
Конкурс по литературе «Великий сказочник Э.Т.А. Гофман»