Роберт Шуман – одно из самых удивительных явлений романтического искусства. Среди блестящих имён композиторов ХIХ века он занимает особое, ему одному принадлежащее место. Бездна поздних предсказаний Людвига ван Бетховена, песенность Франца Шуберта, демонизм Николо Паганини и Франца Листа, благородство ауры Фредерика Шопена…
Посмотрите, какая яркая и разнообразная музыкальная панорама возникла в начале XIX столетия! На этом фоне Шуман выстраивает своё, не похожее ни на что, художественное здание. Он заселяет его выдуманными персонажами, в которых угадываются черты литературных героев и близких композитору людей. Их жизнь протекает в двух параллельных мирах: реальном, заполненном радостью и болью, мечтами и разочарованиями, и театрально-условном, где они скрывают свои лица под масками и где всё окутано покровом тайны. Таинственность и загадочность, считал композитор, многократно усиливает эффектность восприятия. Себя самого он также поместил в этой среде преображённым. Иногда преображался в образ «безумного капельмейстера» Крейслера, ироничного и чудаковатого музыканта, иногда шифровал себя в двуликом образе Флорестана и Эвсебия, олицетворяющих противоположные, взаимоисключающие и в то же время взаимодополняющие стороны его личности.
И в жизни, и в творчестве Шуман был предельно активен и динамичен: композитор и литературный критик, организатор музыкальной жизни. Такой пример духовного универсализма – характерная черта романтического художника. У Шумана обширное и разнообразное наследие, есть и оперные, и симфонические произведения, однако в наибольшей мере он возвысился на ниве камерно-вокальной и фортепианной музыки. Вокалисты до сих пор «обожают» его романсы и песни из широко известных циклов «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины»… В свою очередь, пианисты не перестают включать в концертный репертуар «Карнавал» и «Симфонические этюды», «Крейслериану» и Новеллетты, «Детские сцены» и «Фантастические пьесы», сонаты и отдельные миниатюры…
Фортепианное творчество было для него всем – другом, которому он поверял свои мечты и надежды, основным полигоном творческих испытаний, где он оттачивал необычные художественные идеи. Уже в первом сочинении возникают причуды и мистификации: что означают Вариации на тему ABEGG? Мелодический рисунок темы воспроизводит изящную устремлённую вверх мелодию, похожую на взмах крыла большой и красивой птицы. В то же время названия нот темы содержат шифр имени знакомой девушки Меты Абегг.
В «Карнавале» четыре «маленькие» буквы ASCH составили основу для грандиозного музыкального праздника, осуществлённого Шуманом с мастерством театрального режиссёра. Буквы означают не только название городка Аш, в котором жила привлекшая внимание композитора девушка Эрнестина фон Фрикен. Шипящее созвучие букв нравилось ему как эксперимент с начальными призвуками собственной фамилии.
Первые двадцать три опуса сочинений написаны исключительно для фортепиано. Не желая отвлекаться на освоение других сфер музыкального искусства, которым впоследствии он отдаст должное, композитор целенаправленно и самозабвенно исследует кажущиеся ему безграничными возможности одного инструмента. Это было время его юности, когда он много упражнялся на инструменте, стремясь стать концертирующим пианистом и превзойти своей игрой таких блестящих виртуозов того времени, как Гуммель, Мошелес, Герц и Тальберг. Однако Шуман не смог осуществить эту мечту из-за болезни руки. Интересно, что могло бы быть, если бы Шуман, не потеряв внезапно способности пианистического самосовершенствования, сосредоточился на фортепианных пьесах и в дальнейшем, подобно Шопену?
Исполняя Шумана, современный музыкант должен постоянно разгадывать загадки, расшифровывать названия, словесные ремарки, «кодовые» жанровые обозначения.
В 2025 году исполняется 215 лет со дня рождения величайшего мистификатора всех времён и народов – Роберта Шумана. Начиная с 1956 года, проводится Международный конкурс исполнителей академической музыки имени Роберта Шумана (фортепиано и вокал). Он проходит в Берлине и Цвиккау (городе, где родился композитор). Среди победителей: Элисо Вирсаладзе, Павел Егоров, Михаил Мордвинов.
Приглашаем студентов и преподавателей принять участие в онлайн-конкурсе по музыке «Черты стиля Роберта Шумана»! Участникам предлагается ответить на 10 вопросов с вариантами ответов. После сохранения результата можно заказать диплом для участника, грамоту для руководителя и именные медали.