Библиотека > Статья

Знаменитые путешественники: Иван Дмитриевич Папанин

Иван Дмитриевич Папанин – знаменитый советский исследователь Арктики, доктор географических наук, почётный член Географического общества СССР. Человек с выдающейся биографией и огромным количеством наград, дважды Герой Советского Союза (1937 и 1940), контр-адмирал.

Иван Дмитриевич родился 26 ноября (по старому стилю 14 ноября) 1894 года в Севастополе (в Таврической губернии Российской империи) в семье потомственных военных моряков.

Юные годы будущего исследователя Арктики были непростыми, потому что семья была многодетной и очень бедной. Иван Дмитриевич закончил земскую начальную школу, а затем в 15 лет был вынужден пойти работать, чтобы помочь прокормить семью. Свой трудовой путь он начал с работы токарем - в 1909 устроился на один из заводов Севастополя. Через 4 года (в 1913) перешёл на судостроительный завод в Ревеле (сейчас - Таллин, Эстония), где также трудился токарем.

В Ревеле Папанин проработал совсем недолго, потому что в 1914 году его призвали на военную службу. Он начал служить в полуэкипаже Севастопольского военного порта, затем в 1917 вступил в Черноморский отряд Красной армии. В Гражданскую войну в составе Черноморского отряда принимал участие в боевых действиях, и, кроме того, стал одним из организаторов партизанского движения в Крыму.

Заслуги Папанина высоко были оценены руководством, в том числе и организаторские. В 1920 году Папанина назначили комиссаром оперативного управления при командующем морскими силами Юго-Западного фронта. Долго он на этой должности не задержался, в конце этого же года Ивана Дмитриевича перевели начальником отряда ВЧК по борьбе с бандитизмом в Крыму.

Эта работа негативно сказалась на здоровье Папанина, он про нее высказывался так: «В меня стреляли, и я стрелял. Иногда со злостью думал, что на фронте было легче и проще.»

После работы в отряде ВЧК, Ивана Дмитриевича переводят из Крыма сначала в Харьков, потом в столицу на службу в Народном комиссариате морских дел, а затем – в Народный комиссариат почт и телеграфов.

В 1925 году Папанин закончил высшие курсы связи, и затем в его жизни началась новая глава - его назначили начальником экспедиции по строительству радиостанции в Якутии. Можно считать, что с того момента Иван Дмитриевич окончательно перешёл на научно-исследовательскую работу в Арктике и занимался ей вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Помимо высших курсов связи Папанин закончил еще специальные курсы Осоавиахима (1929), Высшие курсы связи Наркомата почт и телеграфов (1931) и первый курс факультета связи Всесоюзной плановой академии (1932).

В 1932 году Папанин был назначен начальником полярной станции на Земле Франца Иосифа, а через два года – станции на мысе Челюскин. Правительство очень высоко оценило как исследовательские, так и организаторские заслуги Папанина.

В 1937 году И.Д. Папанин возглавил первую в мире дрейфующую станцию «Северный полюс». Дрейфующая станция - это станция, которую организуют на дрейфующей в океане льдине. Помимо обычных климатических сложностей, характерных для Арктики, в таких экспедициях есть риск разрушения платформы (что в конечном счете и случилось с первой станцией). Это было очень ответственное поручение - руководить таким проектом, но И.Д. Папанин справился.

Станция прошла более 2000 километров, дрейф продлился 274 дня. За это время был собран бесценный научный материал о природе высоких широт Северного Ледовитого океана и получен уникальный опыт. Стоит упомянуть и других участников - П.П. Ширшова (океанолог и гидробиолог), Е.К. Фёдорова (метролог и геофизик), Э.Т. Кренкеля (радист), внесших большой вклад в эти исследования и в эту экспедицию.

В планы вмешалась природа - началось разрушение ледниковой платформы (площадь льдины уменьшалась, из-за шторма появились трещины). Экспедицию эвакуировали 19 февраля 1938 года на пароходах «Мурман» и «Таймыр».

По результатам экспедиции на станции «Северный полюс» Папанину и его коллегам (П.П. Ширшову, Е.К. Фёдорову, Э.Т. Кренкелю) были присвоены звания Героев Советского Союза и были присуждены степени докторов географических наук (без защиты диссертаций).

В марте 1938 года Иван Дмитриевич стал заместителем начальника, а спустя всего лишь 1.5 года – начальником Главного управления Северного морского пути. Имея бесценный опыт как мореплавателя, так и участия в экспедиционной деятельности, Папанин прекрасно понимал, каким вопросам нужно уделить особое внимание, где требуется дополнительное финансирование или контроль. При нем активно строились и новые ледоколы, т.к. Иван Дмитриевич как никто другой понимал, насколько это важно для освоения Арктики.

С 1939 Папанин возглавлял спасательную операцию - ледокольный пароход «Георгий Седов» застрял во льдах и был вынужден дрейфовать 812 дней. Было несколько неудачных попыток освободить пароход, с только в январе 1940 ледоколу «Иосиф Сталин» удалось это сделать. Но тоже не без сложностей и рисков - чтобы освободить «Георгия Седова», пришлось взрывать лед практически возле кормы. За эту операцию Иван Дмитриевич был во второй раз удостоен звания Героя Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны научная деятельность отступила на второй план, и Ивану Дмитриевичу поручили ответственную и непростую миссию - организацию движения судов по трассе Северного морского пути. Папанин руководил руководил погрузкой и выгрузкой в северных портах.

В те годы Северный морской путь был жизненно важной транспортной магистралью, по ней везли и сырье, и продукты, и боеприпасы. И все это должно было работать бесперебойно в суровых условиях северных широт. В 1943 году Папанину было присвоено звание контр-адмирала.

После окончания войны Иван Дмитриевич снова мог вернуться к научно-исследовательской деятельности. В 1948 году он становится заместителем директора Института океанологии Академии Наук СССР. Затем через 3 года (в 1951) назначается на пост начальника отдела морских экспедиций, на котором и остается до конца жизни.

Скончался И.Д. Папанин 30 января 1986 года уже в почтенном возрасте - в 91 год. За свою долгую и насыщенную жизнь он был награжден 9 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени (награда за трудовые заслуги) и 2 орденами Красного Знамени (награда за храбрость и мужество), орденом Октябрьской революции, Орденом Нахимова I степени и другими орденами и медалями. Архангельск, Мурманск, Севастополь, Липецк и Ярославская область удостоили его званиями почётного гражданина.

Иван Дмитриевич Папанин является автором научно-популярных книг «Жизнь на льдине» (1938) и «Лёд и пламень» (1977), рекомендуем к прочтению!

 

Приглашаем школьников, студентов и педагогов принять участие в онлайн-конкурсах по географии «Знаменитые первооткрыватели и путешественники» и «Арктика и Антарктика»!

К списку статей