Исаак Ильич Левитан родился в небольшом городке Кибарта (сейчас Кибартай, Литва) в 1860 году. Точная дата рождения не установлена. По распространенной среди исследователей версии, его отец – бедный учитель и переводчик Ельяш Абрамович Левитан, мать – Бася Зунделевна Левитан.
Детство Исаак Ильич провел в Москве, уделяя много времени обучению, но в его жизни появились трудности. В 1875 году умерла мать, а через два года и отец. Левитан с братьями и сестрами оказался в трудной финансовой ситуации - практически без денег. Педагоги училища и администрация старались помочь талантливым ученикам – сначала освободили от платы за обучение, а в 1877 году Исаак Ильич после участия в выставке получил стипендию. Помимо стипендии, на этой выставке художник был награжден малой серебряной медалью.
Еще одним значимым моментом в творческом пути Левитана стало его знакомство с известным писателем Антоном Чеховым, который стал постоянным покровителем и другом художника. Чехов восхищался работами Левитана и поддерживал его, помогая с продвижением карьеры. Благодаря этому знакомству Исаак Левитан получил заказы на выполнение портретов и пейзажей, что принесло ему еще большую известность.
Уже в конце 1870-х – начале 1880-х гг. картины Левитана пользовались популярностью у публики и коллекционеров. В 1880 году работу «Осенний день. Сокольники» приобрел П.М. Третьяков для своей галереи.
Работа «Осенний день. Сокольники»
На картине Левитана «Осенний день. Сокольники» зритель видит прекрасный осенний пейзаж, в котором передается атмосфера умиротворенности и тихой грусти, свойственная осени. Зритель попадает в осенний парк в желто-зеленых тонах.
На переднем плане художник поместил девушку, идущую по тропинке. Она одета в черное, что явно контрастирует с окружающей яркой осенней природой. Эта девушка - центральный объект картины, она привлекает внимание зрителя своим одиночеством и тихой меланхолией.
Осенний пейзаж на картине наполнен мягким светом. С помощью этого художник пытается передать настроение девушки, которая идет по тропинке. Деревья с желтыми листьями, которые изгибаются под ветром, создают атмосферу осеннего дня - с одной стороны. С другой стороны, темная листва на заднем плане картины и хмурое небо над ней добавляют эмоции загадочности и грусти. Чтобы показать ветер и неясную погоду, мастер применяет быстрые, четкие, почти горизонтальные мазки.
Центральный объект полотна – фигура девушки – у разных зрителей вызывает разное впечатление. Кто-то видит в этом символ уединения, другие же – символ женской силы. У одних зрителей картина вызывает чувство ностальгии, других настраивает на гармонию и единение с природой.
В картине Левитана «Осенний день. Сокольники» передается атмосфера осени, загадочной и очаровательной поры года. Она одновременно и погружает зрителей в легкую меланхолию, и показывает прелесть осеннего момента, а вместе с тем и его мимолетность.
Становление Левитана как художника
С середины 1880-х годов Исаак Левитан много путешествовал. С 1887 года он начал интересоваться образом великой русской реки Волги. Сначала она не вызвала у художника восторга: первое посещение Поволжья не произвело на него впечатления, однако через год он приехал вновь и остановился в Плёсе под Иваново-Вознесенском. В этом уютном городке, который до сих пор является излюбленным местом для многих художников, Левитан проводил каждое лето до 1890 года. Плёс вдохновил его: за три плодотворных года создано более 200 пейзажей! Работы Левитана, написанные в Плёсе, прославили как самого Исаака Ильича, так и сам город, запечатленный в таких полотнах, как «После дождя. Плёс», «Вечер. Золотой Плёс», «Ветхий дворик» и других.
В 1889-1890 годах Исаак Левитан впервые поехал за границу. Побывал во Франции, Италии, посетил Всемирную выставку в Париже, где познакомился с творчеством модных художников-импрессионистов. Также он увидел работы пейзажистов Барбизонской школы, которых он очень уважал.
В 1891 году Исаак Левитан присоединился к «Товариществу» передвижников. Художник поселился в Москве, где его друг, знаменитый благотворитель и представитель известной купеческой династии С.Т. Морозов, организовал для него дом-мастерскую. Однако через год его снова изгнали из столицы из-за этнической принадлежности. Только вмешательство высокопоставленных покровителей позволило художнику вернуться в порядке исключения.
Первая половина 1890-х годов стала сложным периодом в жизни Левитана: нестабильность в личной жизни, длительное недопонимание с Чеховым из-за раскрытия в рассказе неприятных деталей личной жизни художника. Грустное настроение нашло отражение в работах. В эти годы Левитан написал картины «Владимирка», «У омута», «Над вечным покоем» – пейзажи, пропитанные чувством отчаяния и трагизма. В 1895 году Левитан даже совершил попытку самоубийства (или сыграл её). Картина И.И. Левитана «Над вечным покоем» остается одной из самых узнаваемых его работ.
Работа «Над вечным покоем»
На полотне художника изображено озеро, напоминающее бескрайние просторы реки. Небо над озером окрыляют величественные облака, которые гонит холодный, по общему впечатлению от картины, ветер. На переднем плане виднеется мысок, на нем старая церковь, за которой тянется погост с заброшенными могилами. Заброшенное кладбище, поглощенное тяжелым сном запустения, имеет пугающий вид – покосившиеся кресты, заросшие травой тропинки, разрушенные временем могилы. Высокий обрыв, над которым возвышается выжившая деревянная церковь, словно бросает вызов суровой северной стихии. В окне можно заметить мерцающий огонек – это последняя надежда для путника, застигнутого внезапной непогодой, оказавшегося в этом суровом краю среди холодных вод.
Художник передает напряженную атмосферу во влажной туче, в урагане ветра, качающем деревья до самого корня, в ряби на воде. Скала дышит стихией вокруг. Похоже, что погост скоро рухнет, церковь растает… Разорение неизбежно. Известно, что создание этой картины сопровождалось звуками музыки. Солнечные и печальные нотки бетховенского похоронного марша стимулировали автора и вдохновляли его на создание темной и практически трагической атмосферы этого произведения. Зритель слышит воющий ветер, чувствует пронзительную прохладу, влажность, слышит далекие раскаты грозы. Здесь время ускорено музыкой: дни, часы, минуты уносятся, как неизбежный удар командора принесет смерть.
Но все-таки маленький светлый огонек дает надежду: там видна светлая тропинка, как нить Ариадны, ведущая вглубь острова. Солнечное сияние на поляне преодолевает тьму и страх перед смертью. Художник четко изобразил пространство с высоты, где главенствует живой элемент.
Человеческая жизнь кажется быстротечной, конечной и лишенной смысла… Перед лицом неизбежной смерти человек испытывает ощущение уединения и беспомощности, что даже самые отважные пугаются. Вопрос о бессмертии, беспокоящий писателя, остается без ответа, оставляя эту загадку перед своим зрителем.
Работа «Золотая осень»
С начала 1890-х годов Левитан часто проживал в усадьбе Горка под Вышним Волочком, принадлежащей заместителю петербургского градоначальника И.Н. Турчанинову, где для него был построен дом с мастерской. В усадьбе художник создал такие известные произведения, как «Март», «Ненюфары», «Золотая осень», которые пополнили позднее коллекцию Павла Михайловича Третьякова.
Картина была впервые показана на 24-й выставке передвижников, и перед этим была проведена тщательная работа. Сначала на месте были наблюдения и скетчи – художник осенью 1895 года проживал в усадьбе Горка в Тверской губернии, где и находил сюжеты, а затем работа была доведена до конца уже в Москве.
Левитан, известный своими глубокими и трогательными картинами, внезапно представляет пышный, яркий и торжественный пейзаж. Как всегда, важные события в жизни художника находят отклик в его творчестве, и «Золотая осень» не стала исключением – во время работы над ней его личная жизнь была насыщена страстью и бурлящими эмоциями. На переднем плане видны деревья, холмы и уходящая вдаль река. Благодаря многоплановости композиции, картина приобретает глубину и перспективу.
В этой работе Левитан отличается от своего обычного стиля. «Золотая осень» впечатляет разнообразием цветов. Предметы на холсте преимущественно желтого цвета подчеркивают торжественное настроение произведения. Природа словно наряжается в яркие оттенки, одновременно оставаясь спокойной и величавой.
«Золотая осень» Левитана выполнена в реалистическом стиле, хотя наблюдатели искусства отмечают влияние импрессионизма, который был популярен во Франции в то время. Это видно по широким мазкам краски и контрастному использованию дополнительных цветов, таких как желтые деревья и синяя река.
Исследователям творчества Левитана известно, что художник мог работать над произведениями годами, постоянно возвращаясь к ним. Рентгеновские исследования показали, что некоторые работы претерпевали изменения. К таким работам относится и «Золотую осень», в которой Левитан внес изменения в композицию.
Некоторые критики искусства называют стиль работ Левитана «пейзажем настроения». Его картины отличаются точностью в изображении природы, характерной для реалистических пейзажей, но в то же время они выражают эмоции и чувства автора. Уязвимый и страстный, Левитан открыто показывал свои чувства и эмоции, как в повседневной жизни, так и в своем творчестве. Его искусство открыло дверь к новому взгляду на красоту природы и стало отражением внутреннего мира автора.
На данной картине Левитан изображает переходный момент. Мы видим смену времен года и состояний – от расцвета к увяданию, от молодости к зрелости. Художник напоминает, что жизнь не стоит на месте, что стоит наслаждаться каждым этапом и ценить каждое мгновение. Левитан черпает душевные силы из взаимодействия с природой и призывает зрителя сделать то же самое – через восприятие природы обрести внутренний покой и радость.
В конце 1890-х Левитану было присвоено звание академика, и он начал преподавать в московском художественном училище. Его влияние на коллег и учеников, а также на историю русской живописи было огромным, однако его жизнь оборвалась слишком рано – в 1900 году.
Приглашаем школьников, студентов и учителей принять участие в онлайн-конкурсе по МХК «Творчество И.И. Левитана»! Участникам предлагается ответить на 10-15 вопросов с вариантами ответов. После сохранения результата можно заказать диплом для участника, грамоту для руководителя и именные медали.