15 апреля 1452 года родился Леонардо да Винчи, гениальный художник и изобретатель, чьи работы до сих пор поражают воображение.
За всю свою жизнь Леонардо создал проекты огромного количества вещей. Самыми известными являются различные типы летательных аппаратов. Сначала Леонардо пытался воплотить в жизнь механизм, основанный на способе полёта птиц и летучих мышей и использующий машущие крылья, однако в итоге отказался от этой затеи и принялся разрабатывать машины для планирующего полёта, поскольку они требовали меньше усилий со стороны пилота.
Так же Леонардо проектировал нечто вроде вертолёта, который должен был подниматься в воздух с помощью гигантского винта, приводимого в движение вручную, и раздумывал над парашютом.
Несмотря на то, что сам Леонардо так никогда и не смог взлететь на собственных машинах, сегодня многие энтузиасты собирают их, в точности следуя его чертежам и применяя исключительно те материалы, которые были доступны в XV веке. Такие приспособления успешно летают, хоть и не позволяют выполнять различные сложные фигуры пилотажа.
Леонардо принадлежит и идея создания прообраза калькулятора. Схема 13-разрядного суммирующего устройства была найдена в бумагах мастера и на данный момент считается первым арифмометром, механическим устройством, позволяющим складывать, вычитать, делить и умножать.
В течение 13 лет Леонардо занимал пост распорядителя пиров при дворе своего покровителя миланского герцога Лодовико Сфорца, прозванного Моро. Помимо изобретения новых блюд и изысканных способов их сервировки, Леонардо всячески пытался облегчить труд поваров, придумывая множество механизмов для автоматизации их работы. Например, он создал резательную машину и прибор для измельчения муки, а также привод для вертела, который теперь крутился самостоятельно. По данным историков последнее приспособление было очень популярно в богатых итальянских домах.
Это далеко не полный список кухонных механизмов, разработанных Леонардо. К ним относятся и прообраз мясорубки, и штопор для левшей, и яйцерезка. А ручной пресс для чеснока дошёл до нас практически в неизменном с тех времён виде. Кроме того, Леонардо ввёл в обиход индивидуальные салфетки, до этого пирующие гости вытирали свои руки и ложки либо об одежду сидящих рядом, либо о шкурку кроликов, специально привязанных для этой цели к стулу.
Металлургические печи, различные станки, шарикоподшипники, прототипы контактных линз и водолазного костюма, робота, автомобиля и пулемёта, танка и подводной лодки, приборы для измерения скорости ветра и пройденного расстояния, подобие экскаватора, шлюз с разводными створками, и сейчас использующийся на многих каналах, – вот далеко неполный перечень того, над чем работал великий итальянец.
Помимо физики и механики Леонардо занимался географией и геологией. Именно он начал первым применять способ рисования карт, повсеместно используемый сейчас, а именно, окрашивать равнины в зелёный, а горы – в коричневый цвет, делая его темнее при увеличении высоты возвышенности. План Имолы и карта Тосканы, разработанные Леонардо, и сейчас восхищают исследователей своей фантастической точностью и достоверностью, так что они шутят, будто Леонардо всё-таки удалось поднять в воздух одно из своих изобретений, чтобы с птичьего полёта увидеть местность, изображённую на картах.
Достижения Леонардо в геологии тоже значительны. Он сформулировал идею, что слои горных пород расположены в определённом порядке в зависимости от времени их образования, а также выдвинул гипотезу, что в тех местах суши, где находят остатки морских обитателей, раньше было море.
Хотя живописное наследие мастера достаточно мало – порядка 20 картин – большинству он известен именно в качестве художника. Леонардо разработал и подробно описал приём сфумато, используемый в живописи. Благодаря сфумато произведения искусства стали реалистичнее: Леонардо заметил, что в обычной жизни далёкие объекты видятся более размытыми, чем те, что находятся ближе к наблюдателю. Смягчение изображения и отказ от чётких форм, передающие окружающий их воздух, и называется сфумато.
Необыкновенные возможности этой техники прекрасно демонстрируются «Моной Лизой» или «Джокондой», одной из самых узнаваемых картин не только среди наследия самого Леонардо, но и среди всех живописных произведений. Рассматривая полотно, легко заметить, что пейзаж написан менее чётко, чем сама модель, к тому же, чем дальше от зрителя находятся его элементы, тем они более размыты. Так, дальние скалы показаны силуэтами и практически сливаются с небом.
На Эрудит.Онлайн можно проверить свои знания в конкурсе по МХК «Леонардо да Винчи – гений эпохи Возрождения»! Участникам предлагается 15 вопросов в тестовом виде, узнать результат можно сразу.