ЖИЗНЬ В ТЕНИ
К 235 летию со дня рождения Карла Черни (1791-1857)

Заглавный термин этой статьи объясним реальными историческими причинами. В 1800 году в Вене в патриархальную семью чешского музыканта Венцеля Черни приходит Людвиг ван Бетховен, и с этого момента начинаются уроки признанного мастера эпохи Просвещения и выдающегося мастера венской классической школы и начинающего пианиста Карла (Карела) Черни, которому в то время было 9 лет. В качестве первого концертного опыта он выбрал масштабное сочинение великого учителя, которое могло бы показать венской публике подающего надежду талантливого пианиста. Это был Концерт Ми бемоль мажор №5 для фортепиано с оркестром, в музыкальных кругах приобретший название «Император».
Справедливости ради следует заметить, что концертная жизнь Черни была достаточно короткой. Ради педагогики и композиции он оставил сцену. В 1822 году он встретился с Ференцем Листом и стал его наставником (занимался с ним в течение полутора лет). Это второй величайший музыкант романтической эпохи, затмивший талант Черни и заставивший с восторгом говорить о себе весь мир. Взаимодействие двух имён – Бетховена и Листа – обуславливает справедливость того факта, что Черни в композиторском и педагогическом творчестве объединил идеалы двух исторических эпох – классицизма и романтизма.
Среди учеников Карла Черни находятся выдающиеся деятели романтической фортепианной культуры Ференц Лист, Сигизмунд Тальберг, Теодор Лешетицкий, Леопольд де Мейер, Теодор Куллак. Много интересных фактов «откроются», если изучать творческое наследие других учеников Черни. Вычертим некоторые линии, ведущие в наш XXI век.
Николай Рубинштейн – первый директор Московской консерватории и основатель Русского Музыкального Общества – блестящий пианист, дирижёр, широко гастролировавший по миру, являлся учеником Теодора Куллака, который учился у Черни.
Теодор Лешетицкий, также учившийся у Черни, был наставником блестящей отечественной пианистки Анны Есиповой, которая создала школу фортепианной игры, где мы называем имена Ольги Калантаровой, Игоря Венгерова, Сергея Прокофьева и других.
Преемственные пианистические линии, идущие от Черни, прослеживаются у Ванды Ландовской, Артура Шнабеля, выдающихся исполнителей XIX и XX столетий, среди которых Сергей Рахманинов, Даниэль Баренбойм, Эдвин Фишер, Клаудио Аррау и другие. Педагогическое дарование Черни, заметное с самого начала, с возраста 14 лет, принесло ему признание мирового музыкального сообщества.
Оценивать творческое композиторское наследие Карла Черни сложная задача. Он писал много (более 860 опубликованных опусов), но не все сочинения прошли проверку историческим временем, многие были не опубликованы, а те, что публиковались, оказались в тени корифеев классического и романтического веков.
Так, симфонии Черни не приобрели популярности из-за полномасштабной симфонической деятельности Бетховена. 9 симфоний выдающегося мастера исполняются постоянно и держат высокую планку музыкантского и слушательского внимания. Четырёхручные переложения бетховенских симфоний, сделанные Карлом Черни, уступают в концертном размахе листовским переложениям, сделанным для двух роялей. Реквиемы (4) и множество месс (24), окрашенных неподдельным религиозным пафосом не могли затмить незавершённого Реквиема ре минор и Большую мессу до минор В.А. Моцарта, духовных сочинений И.С. Баха, Дж. Верди, Г. Берлиоза.
Во времена жизни Карла Черни возникло виртуозное романтическое движение и техническое мастерство для пианистов стало наиболее важным и ценным фактором. Обусловлено это было тем, что сменились инструментальные приоритеты, вместо клавесина и клавикордов централизирующим звеном концертной практики стало молоточковое фортепиано. Механика фортепиано требовала иной манеры игры. Клавиатура была более тугой, на фортепиано были возможны яркие динамические эффекты, которые достигались различной силой нажима пальцев на клавиши.
Перед пианистами возникла задача выработать силу, ровность и чёткость пальцевого удара, умение регулировать пальцами необходимые градации звучания от пианиссимо до фортиссимо. Важнейшим считалась выработка свободы движения, безупречная отделка деталей, беглость и чёткость пианистического аппарата. Здесь величие Карла Черни проявилось в полной и всеобъемлющей мере. В общеv объёме сочинений наибольшую известность принесли ему как композитору и великому педагогу виртуозные этюды. Особенно и в то время, и в наши дни, популярностью обладают сборники «Школа беглости» соч. 299 и «Искусство беглости пальцев» соч. 740.
В книге немецкого пианиста-педагога Рудольфа Брейтгаупта «Естественная фортепианная техника» (1905) значительное внимание уделено анатомо-физиологическим особенностям игровых движений пианиста. Карл Черни, в свою очередь, приветствовал и продолжал классическое деление по техническим формулам. Это повлияло в дальнейшем на виртуозные принципы Ф. Листа, выработав его собственное деление по формулам. Несмотря на то, что приоритетным Лист считал художественный убеждения пианиста, но подчёркивал, что у него непременно должен быть «ящик с необходимыми инструментами», которые позволят без принуждения свободно и легко преодолевать самые сложные фрагменты из романтических сочинений.
Вряд ли целесообразно оспаривать исторический выбор, но и сегодня находятся энтузиасты, пропагандирующие сочинения Черни. Среди многочисленных ансамблей с большим триумфом прозвучал в Большом зале Саратовской консерватории Концертный квартет для четырёх роялей карла Черни. Исполнители – выдающиеся музыканты, концертирующие пианисты не только Саратовской области, но выступающие по России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Назовём их имена: Анатолий Катц, Анатолий Скрипай, Альберт Тараканов и Лев Шугом.
Одним из масштабных трудов Карла Черни стала первая редакция баховских клавирных сочинений, в частности, «Хорошо темперированного клавира». При всех отмеченных музыковедами недостатках (многочисленные романтические вилочки, изменения в гармонизации, нарушения плоскостной динамики, произвольное добавление тактов), это первая редакция, познакомивших всех с творчеством Иоганна Себастьяна Баха.
Карл Черни известен и как переводчик ряда книг по фортепиано и композиции (Адан, Рейха, Тальберг), прозаик («Письма Карла Черни об изучении игры на фортепиано», послания воображаемой юной ученице, вышли недавно на русском в издательстве «Планета музыки») и автор стихотворений. Он никогда не был женат. В завещании распорядился передать своё большое состояние благотворительным организациям.
Карл Черни похоронен на Центральном кладбище в Вене, недалеко от захоронений Бетховена и Шуберта. Значение Черни недооценено в наше время, а оно неоспоримо и в какой-то степени уникально.
Смирнова Наталья Михайловна,
профессор кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, кандидат искусствоведения, Заслуженный работник высшей школы РФ
Школьников, студентов и учителей приглашаем принять участие в конкурсе по музыке «Жизнь и творчество Карла Черни» на Эрудит.Онлайн! Конкурс составлен в виде теста, результаты сразу.















